Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гофман эрнст теодор амадей

Энциклопедический словарь

Го́фман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822), немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Романтическая ирония и фантазия, мистический гротеск (роман «Элексир дьявола», 1815-16) и иррациональность повседневного, темы безумия и реальности иллюзорного в фантастических повестях-сказках «Золотой горшок» (1814), «Песочный человек» (1817), «Крошка Цахес» (1819), сатирический роман «Житейские воззрения Кота Мурра» (1820-22), новеллах (в том числе «Музыкальные страдания Иоганнеса Крейслера, капельмейстера», 1810). Основные конфликты - столкновение грубой «прозы жизни» и романтического идеала, противостояние филистерства тонкой душе художника - осмыслены с точки зрения проницательно-трезвого авторского взгляда. Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина» (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман (фортепианный цикл «Крейслериана»), Ж. Оффенбах (опера «Сказки Гофмана»), П. И. Чайковский (балет «Щелкунчик»), в XX в. - П. Хиндемит (опера «Кардильяк»).

* * *

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей - ГО́ФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776-1822), немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола», 1815-16), сочетал с критическим восприятием реальности (повесть «Золотой горшок», 1814; сказки «Крошка Цахес», 1819, «Повелитель блох», 1822), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман «Житейские воззрения Кота Мурра», 1820-22). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина» (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман (см. ШУМАН Роберт (композитор)) («Крейслериана»), Ж. Оффенбах (см. ОФФЕНБАХ Жак) («Сказки Гофмана»), П. И. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) («Щелкунчик»), в 20 в. - П. Хиндемит (см. ХИНДЕМИТ Пауль) («Кардильяк»).

Большой энциклопедический словарь

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) - немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман "Эликсир дьявола", 1815-16), сочетал с критическим восприятием реальности (повесть "Золотой горшок", 1814; сказки "Крошка Цахес", 1819, "Повелитель блох", 1822), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман "Житейские воззрения Кота Мурра", 1820-22). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина" (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман ("Крейслериана"), Ж. Оффенбах ("Сказки Гофмана"), П. И. Чайковский ("Щелкунчик"), в 20 в. - П. Хиндемит ("Кардильяк").

Энциклопедия Кольера

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776-1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кенигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кенигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822. Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814-1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816-1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819-1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа - Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819-1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях - как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы - Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений - камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.

ЛИТЕРАТУРА

Гофман Э.Т.А. Избранные произведения, тт. 1-3. М., 1962 Житомирская З.В. Э.Т.А.Гофман. Библиография русских переводов и критической литературы о нем. М., 1964 Берковский Н.Я. Э.Т.А.Гофман. - В кн.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973 Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982 Э.Т.А.Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М., 1987

Полезные сервисы